?

Log in

No account? Create an account
облака

triam_time


А шарик вернулся, а он голубой


Previous Entry Share Next Entry
Разбуди, погладь, подари мечту!
радуга
triam_time
  Развлечения дилетанта.
Автор не претендует на объективность Заранее прошу прощения у всех УЧИТЕЛЕЙ. Я безмерно уважаю настоящих педагогов и хочу, чтоб их было больше.
  Вместо предисловия.

 Я хочу поделиться своим маленьким опытом учительствования. Случилось это шесть лет назад. Но с тех пор меня мучают разные мысли о детях. Не о тех, кто купается в любви, читает правильные книжки и излучает доброту. А совсем о других. Им очень плохо. Их много. А, как известно, даже ложка дёгтя портит бочку мёда. А если из этой бочки переложить в другую бочку с мёдом, то испортится и она. Детки подрастают, общаются  и  качество общества в целом сильно страдает. А взрослые смотрят и сокрушаются: "Какая глупая, испорченная молодёжь без всяких идеалов!" Ну, смешно же. Всё равно, что курице бранить своё яйцо. Извини, наседка, но  что снесла, то и имеешь. Мне удивительно, что в самую пору эластичности детской души большинство взрослых не понимает, что пришло время лепить. Когда нас хотят и могут услышать, мы презрительно молчим...
   
Ура, я- учитель!
Работу присоветовала моя портниха и большая приятельница. Её внучка ходила в школу на окраине, -  уже даже не город, а район, принадлежащий  то - ли областному  центру,  то -ли городу- спутнику.  Называется   просто - "посёлок". Может быть, именно потому в школе   всё преподавание  шло "абы як",  спустя рукава.  Учителя не задерживались. А те, что были , к работе относились, за редким исключением,  как к рутине или наказанию за свои грехи, -  приходили и уходили. А ученики оставались в ступоре и недоумении. Особенно мою подругу злили учителя физики, которые попросту извелись.
Эврика! Я иду в эту школу и прошусь в физики.
       Меня приняли очень удивлённо и настороженно.  Завуч выглядела так, как будто хотела сказать: "А на черта нам эта физика? Обходились же! А вам на черта?"   Отказать было много причин. Одна из них - отсутствие у меня педагогического образования. Впрочем,  к моей огромной радости, всё каким- то образом утряслось. Решили, что я попробую работать без оформления. Но мне предложили …"классы  коррекции". Что это за классы такие? До поры, до времени  я ничего  не знала.

 

Обрадовалась,  впала в эйфорию. Всегда мечтала преподавать физику. Потому что всякий, кто учился у нашего школьного физика, Ильи Яковлевича Борца,  в тайне мечтал об этом. Два моих  института если и  прибавили мне знаний, только оттого, что иногда я читала учебники. Там  не было почти  ни одного такого блестящего педагога и личности.



На арене дилетант.

 П
ервый день моей работы. Гордо шагаю в класс. По дороге три раза останавливаюсь. Завуч, классный руководитель  и ещё учитель,- все хотят мне что- то сказать. Смотрят  со странным  сожалением и говорят одинаковое: "Только вы им ничего не рассказывайте. Можете писать на доске. Можете дать задание читать учебник. Только не говорите".
Как не говорить? Я же за этим и пришла!?

Очень удивлённая, вхожу в класс. А теперь вспомним «Четвёртый позвонок» Марти Ларни» и «Кентавр» Апдайка. А кто не читал, слушайте. В классе творилось НЕЧТО.

Бои на палках, град бумажных комков и огрызков,  крики матом. Подсолнуховая шелуха засыпала пол и , как приправа,  - громкие неприличные звуки. А у меня голос нежный, интеллигентный, вроде. Как только  девятиклассники услышали новую "училку", к общей какафонии звуков прибавились гомерический хохот, издевательские интерпретации моих слов.  Я давно говорю все звуки правильно. Но остался некий намек, что-ли. Некоторое время я стояла, открыв рот, но одновременно в душе нарастал весёлый азарт. Вот,  это материал!  Детки ошиблись. Внешность и голос  бывают  обманчивы.

К этому времени я прошла разнообразную жизненную школу. Свои выросшие  дети, пятнадцать лет в убогом шахтерском городке, где чаще думают и говорят матом, работа в гараже.  Рацпредложения  на работе мне подавали матом,  комплименты говорили абсолютно в той  же манере. Приемы общения  с самыми разными людьми я знала. Конечно, первый урок пропал даром за объяснением простых истин.

Легко  меняю   мяуканье кошки на авторитетный и сдержанный  рык льва. Этим вот рыком я им  и предложила взять листки, написать всё, что они обо мне и о физике думают… Дети с энтузиазмом принялись ваять.
-  А потом, - скомандовала я,..- спрятать эти листочки и дома спустить в унитаз.

По классу пронесся громкий  испуганный шёпот: "Вампииир чёёёрный!".

Дальше я обратилась  не к воспитанию, не к сердцу, а к здравому смыслу. Предположением, что у них есть первые 2 предмета, я могла их рассмешить. Но на здравый смысл претендовали все. Моя речь сводилась к тому, что глупо встречать так скверно  совсем  НЕ-ЗНА-КО-МО-ГО человека. Сначала убедитесь, что он  заслуживает  плохого отношения. Может быть, окажусь  полезной и приятной. 
       Дети  даже не знали, что кого- то встречают одушевлённого. Учителя они воспринимали как манекен или огородное пугало.  Ко мне, конечно, они отнеслись по той же схеме. Просто не могли представить, что кому - то могут быть интересны общение,  преподавание,  они сами.  Учителя приходят, потому что хотят получать зарплату,- вот это они хорошо понимали. Привыкли так.
                И вот, я заключаю с ними договор, что если окажусь неинтересной дрянью, они имеют право вести себя как угодно. Кое- как мне удается привести детей в порядок. Начинаем знакомиться.  Прощупываю, что они, в принципе, знают. Оказалось, ничего.
 

 Будни дилетанта

Приходилось объяснять  и азы математики, чтоб понять физику.  Детки даже не знали обычных слов, всё их смешило.

В разговорах  с ними на переменах я узнала, что никто из них почти ни на что не надеется в будущем. У них унылый, скудный, а иногда и страшный быт. Только  один мальчик никогда не пропускающий уроки, имел мечту: он собирался стать машинистом тепловоза, как папа. Вот его глаза всегда были осмыслены и счастливы. А у других- злые, смотрели как будто  через  толстое черное стекло.

НО! День за днём появлялось нечто в глазах. Конечно, хорошо да гладко  только на бумаге получается. Уже на следующий урок вдруг пришли незнакомые мне ученики, которых не было на первом. Пришли  со своим оружием, гиканьем и показным идиотизмом. Пришлось растянуть воспитательный процесс… на месяц, пока не подтянется вся публика. И так было в каждом классе. Но сразу из каждого класса выделилась группка заинтересовавшихся детишек. У них уже зажглись глазки. Чтоб ничто не мешало общению,  дети  подсаживались ко мне на стульчиках и слушали, открыв рот. А основном, это были девочки, но и не только. Только странной была реакция на мои уроки. Ловили каждое слово, улыбались. Как будто бы я клоун и рассказываю, что- то невиданное и смешное. Но  стали всё записывать в тетрадочки.  Однажды на урок в самом трудном классе зашла их  "классная дама" с...большой палкой. По привычке она время от времени постукивала своим оружием по спинам учащихся. Но особого повода они, к её изумлению, не давали. Перелом в моих отношениях с классом уже произошёл. 

  Как же интересно!                          

А случилось всё  так.

Рисую на доске атом: ядро, орбиты электронов, электроны. Начинаем тему электричества. Вдруг кто- то идиотским голосом вопит: «Тётя, а инопланетяне бывают?»

И начинается всеобщий смех. Так принято. Они ожидали, что учитель рассердится, начнёт ругаться и…  пройдет урок.

-Бывают,- отвечаю,- только их ищут не там, где надо. И смотрю им в глаза.

-Обратите внимание на модель атома. Ядро, как солнце, электроны, как планеты.  Масса электронов по отношению к массе ядра может быть такой же, как масса планеты по отношению к массе солнца. И радиус орбиты  подобен, если уменьшить модель солнечной системы до размеров атома. Возможно, что на  электроне и есть жизнь, и есть «инопланетяне». Только  очень маленькие, нам не видно.
Что тут стало! Класс замер. Все глаза открыты, дыхание затаили.

-Это правда?- выдохнул один.

- Дети, я надеюсь вы не придете домой и не скажите: «Пришла новая училка по физике и сказала, что на электроне есть  жизнь» (Одобрительный смех) Пока, это только предположение. Я ни в книжках, ни в газетах, ни по телевизору не слышала, что нашли жизнь на электроне.

-Что же делать?

-Мы хотим знать!( Вот, уже расслабились и загомонили).

-Слушайте, как всё просто. Вы все как следует выучитесь. Открывайте пошире глазки, ушки, думайте головой и станете учёными-открывателями. А потом я приду к вам, уже старая, сгорбленная,  и спрошу (обращаюсь к самому грозному забияке):
 - Артур, ну, порадуй старуху, скажи, ты нашёл на электроне инопланетян?

Волшебные, мягкие и пушистые.
Вот, какими они оказались!

И всё. Лед оказался растопленным. Среди  мальчиков и девочек - детей из неблагополучных семей, случилось довольно много умных и пытливых, которые даже не подозревали, что способны усваивать знания. Я ещё многому их научила. Сначала они писали: «электрический скок", "генетическая энергия" и "напряжность электрического поля". Потом я их не могла отогнать от доски,  ведь как приятны были  минуты  ощущения своей значимости и новых знаний!

Кричите, говорите, намекайте детям на их талант и возможность счастья!

Правила, которые они усвоили:

1.Никому не разрешай усомниться в  твоих  способностях и уме
2. Ежедневно подтверждай трудом и новыми знаниями пункт 1.
3.Ты сможешь стать тем, кем захочешь. Выбор за тобой.

Я ещё о многом с ними говорила. О том, что человек использует свой мозг где- то на 5 %, а возможности его значит, в 20 раз больше. Чтоб они заполнили свой мозг для начала, хотя бы на эти 5 %.
Согласитесь, истины прописные, но дети- то их не знали. Никто не удосужился им даже намекнуть

Надеюсь, что я обнадёживала их каждый день, как это делал с нами наш Учитель.

Было много смешных и трогательных случаев. Например, когда  авторитетный мальчик  Коля сам решил заботиться о порядке на  уроках. Если, ему казалось, что меня плохо слушают, он подходил к ротозею и давал ему по шее. Что поделаешь!? Ну, принято было так. А потом, в конце года, он попросил меня о помощи. Колю выталкивали всем педагогическим коллективом  в профтехучилище, а он…уже не хотел.
- В чём проблема?- ответила я. Конечно, попрошу за своего отличника.
Завуч мне ответила:
- Нет, и не просите! Это самый тупой, свирепый и неупраляемый учащийся. А знаете, кто его родители?

Слушать дальше не имело смысла. Мы как- то по разному смотрим на детей. Вернее, я смотрю- и вижу  будущих инженеров,   ученых и машинистов тепловозов. Хороших и дельных людей, в конце концов.

А она- будущих уголовников. Профессионал.

Ну, да ладно. Я объяснила Коле ситуацию и сказала, что теперь, когда он знает, что учиться и приятно, и просто, ему будет легко. Что после профтехучилища можно продолжить. Да и практические навыки - это новые  возможности. Простенько и банально. Но мальчик был благодарен. Почему? Потому, что верил мне и гордился собой.

Окончился учебный год. И я оказалась случайным человеком в этой школе.  Пора было  зарабатывать деньги, а не выпрашивать положенную  мизерную зарплату у другого человека, который её уже положил в свой кошелёк и искренне считал своей. Дела обстояли именно так. А по ночам я писала конспекты уроков, популяризируя материал до самого простого понятного уровня.

 

Я ушла из школы. Может быть, это -  моё  поражение. Но, если мои   ученики  проснулись для света и знаний, то я своё дело сделала.

 

 

 




  • 1
Это не поражение - Вы ведь ушли не от бессилия, не от невозможности справиться. Это потеря тех людей, которыми могли бы стать Ваши ученики и которыми не стали из-за Вашего ухода. Правильнее было бы сказать "дезертирства", но я не имею права говорить так, потому что не знаю Ваших личных обстоятельств в то время.

Те дети, с кем я столкнулась в школе, по- моему приобрели самоуважение. Они не захотят стать быдлом.Может, не все. Из восьми классов, пусть человек 100. Вы правы, больше- лучше. Поэтому я до сих пор и не успокоилась. Но на всех не хватит одного дилетанта. Тем паче, если ему почти не платили денег. И не собирались.Я нравилась только детям, НО НЕ ПЕДАГОГАМ. Постом я как раз хотела сказать, что нужно, и можно вытащить неблагополучных детей из мрака. Этим может заняться каждый в той или иной форме, в зависимости от его рода деятельности, способностей и возможностей. Было б только желание. Если не из- за альтруизма, то хотя бы, чтоб обеспечить комфортную среду обитания себе,своим детям и внукам.
Не обязательно для этого преподавать физику.

Не каждый!

Конечно, не обязательно преподавать физику. Но надо не просто иметь желание, надо иметь ум и душу, а также тот жизненный опыт, который так пригодился Вам. У Вас было это редкое (действительно, редкое!)сочетание, и в тот год Вы его использовали на полную катушку. Жаль, что так сложилось и пришлось уйти.

Re: Не каждый!

И всё же, как ни крути, я была в этом деле дилетантом.
Не каждый, вы правы, а только тот, кто любит детей.

Ну и дела!Мне даже трудно такое вообразить!Конечно я много вокруг себя разных людей и детей вижу,но,пожалуй,совершенно не представляла,что в школе могут дела обстоять именно так.
Мне кажется Вы прирождённый педагог,это такая редкость.Так что поражением уж точно назвать нельзя!
А сколько впечатлений и как интересно читать!С погружением!=))

Если б я была прирожденным педагогом, то им бы была и сегодня. Хотеть и уметь- две большие разницы. Когда я преподавала, то придя домой могла только тихо сидеть и идиотски улыбаться( в хорошие дни) или лежать ночь без сна с пустыми глазами ж/б трубой( в плохие дни). А классы были и другие, очень дисциплинированные. Это я имела дело с "классами коррекции", где были собраны дети наркоманов, заключенных и пьяниц(как сказала мне завуч).

Мне это всё очень тяжело, тяжело читать. Не умею об этом говорить. т.к. знаю обо всём об этом. И знаю, что в обычной или подобной школе не смогла бы работать, т.к. и в лучших условиях работая, я именно так и прихожу с работы - только тихо сидеть и идиотски улыбаться( в хорошие дни) или лежать ночь без сна с пустыми глазами... Это в лучших условиях.
В обычной школе я бы не потянула, не потянула.
Правда в молодости сил хватало. Вот, еслибы ты в молодости попала в учителя, ты бы обнаружила в себе учителя.
Или нет? Ведь здесь сработал именно твой жизненный опыт?.
Я жуткая балбеска. Со мной как-то разговаривала одна интересная учительница. Она делает популярные уроки по химии для малышей. И я , дура, не сохранила её ЖЖ,т.к. химия для меня. что физика. А ведь нужно было её сохранить, как явление. И показать тебе.

Не знаю. Учитель- тот же дрессировщик. Я всегда могу научить одного- двух, но тут нужно сначала настроить 30-40 буйных в резонанс с твоими мыслями. Напряжение жуткое. Но факт, что из человечка, на котором в школе поставили крест, МОЖНО сотворить пытливое и жадное до знаний существо...

Я вас еще больше зауважала. Я бы преподавать вообще не смогла. Это самый тяжелый труд из всех возможных, по-моему. Как мне вас называть? Вот меня зовут Римма, или Римма Петровна,а Вас? Триам-тайм, как-то неудобно. А познакомиться хочется. С уважением! :)

Re: НЕ КАЖДЫЙ!

Большое спасибо. Меня стар и млад называют Людчик. Можно, Люда. А я буду вас звать Римма, можно? Я преклоняюсь перед людьми, которые делают то, чего я не умею: пишут детские стихи, рисуют. Ник я придумала "Трям- Тайм" - время развлечений(трям-трям-трям):)

  • 1